Адрес: 678170, Республика Саха (Якутия), г.Мирный, ул.Тихонова, д.16
Тел.: (41136)4-64-75, e-mail: centre_pmss@mail.ru
» Обр. программа
Обр. программа



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОБУ ЦПМСС «Доверие» на 2014-2015 учебный год


1.1 ВВЕДЕНИЕ

МОБУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»- образовательное учреждение для детей и подростков, имеющих трудности в обучении и личностном развитии и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Основной целью образовательной деятельности МОБУ ЦПМСС «Доверие» (далее Центра) является психолого-педагогическое и медико-социальное обеспечение образовательного процесса в ОУ Мирнинского района Республики Саха (Якутия) по запросу субъектов районной системы образования.
Приоритетные направления деятельности Центра:
• Диагностика (индивидуальная и групповая) имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения;
• Консультирование (индивидуальное, семейное и групповое);
• Коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая).
• Профилактика представляет собой вид деятельности, направленный на превенцию возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, способствующих развитию.
• Психологическая реабилитация школьников «группы риска», направленных ОО, ПДН, КДН, а так же, школьников склонных к употреблению ПАВ.
• Психологическое просвещение и образование обеспечивает формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей.
• Психологическая экспертиза.
• Проектная деятельность. Разработка (проектирование) профилактических программ.

В Центр принимаются дети с психологическими проблемами в обучении и поведении, речевыми нарушениями и др. Специалисты Центра решают специальные задачи коррекци¬онного характера, обеспечивающие компенсацию или развитие недостаточно сформированных/нарушенных (вследствие различных причин генетического, биологического и социального ряда) психических процессов и образований, со¬циальную адаптацию и интеграцию в общество детей и подростков с условно-нормативным типом развития.
В соответствии с уставными задачами Центра и спецификой его деятельности образовательные программы разрабатываются и реализуются Центром самостоятельно, руководствуясь утвержденными и рекомендованными Министерством образования и науки РФ для соответствующих типов образовательных учреждений. Специалисты Центра используют модифицированные и адаптированные коррекционно-развивающие программы, разрабаты¬вают для детей индивидуальные и групповые программы коррекционно-развивающих занятий в рамках оказания специализированной помощи детям и подросткам с условно-нормативным типом развития.

Цели коррекционно-развивающего воздействия: компенсация или развитие недостаточно сформированных/нарушенных психических процессов и образований; решение коммуникативных и поведенческих проблем; десенсибилизация страхов; коррекция нарушений детско-родительских и внутрисемейных отношений.

1.2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Все коррекционно-развивающие программы строятся на единых принципах:
1. Принцип комплексности. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи необходимо планировать с учётом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятий, формы проведения и интенсивности работ.
2. Принцип новизны. Максимальная активизация познавательной сферы ребенка с опорой на произвольное внимание, за счёт постановки последовательной системы задач.
3. Принцип динамичности. Постановка таких целей по коррекции, обучению, развитию ребёнка, которые бы постоянно углублялись и расширялись.
4. Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.
5. Принцип полезности. Получение не только положительного результата (с точки зрения динамики психофизического развития), но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения).
6. Принцип занимательности предполагает вовлечение детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата.

Коррекционно-развивающие программы, разработанные в МОБУ ЦПМСС «Доверие», связаны с общеобразовательными программами, определяющими базовый уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети курса коррекционно-развивающей работы по той или иной программе. При составлении коррекционно-развивающих программ ведущее значение придавалось уровню психического развития детей, поступающих в Центр, их психофизическому состоянию, возрастным возможностям и потребностям. В результате занятий по разработанным коррекционно-развивающим программам уровень развития высших психических функций и познавательных процессов у детей и подростков с условно-нормативным типом развития имеет тенденцию к повышению, что свидетельствует о значительной положительной динамике в обучении. Для оценки эффективности коррекционно-развивающих программ проводится диагностическое обследование детей в начале обучения, в середине и в конце.

1.3 РАЗДЕЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Реализуемые программы психологического-педагогического, психофизического и социально-педагогического блоков.
Специалисты МОБУ ЦПМСС «Доверие» проводят развивающую и коррекционную работу, как в индивидуальной, так и в групповой форме по следующим направлениям:
• развитие и коррекция познавательной сферы;
• коррекция эмоционально-волевой сферы и личностных и поведенческих особенностей;
• гармонизации детско-родительских отношений;
• профилактика употребления ПАВ;
• профориентация.

Темы и содержания профилактических программ во многом определяются участием Центра в разработке и реализации целевых районных программ:
• «Профилактика аутоагрессивного поведения в детско-подростковой и молодежной среде МО Мирнинский район» и программы «Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Мирнинском районе» на 2014-2016 г.
В основе межведомственного взаимодействия с ОО, ПДН, КДНи ЗП и ЦРБ лежит совместно реализуемая, комплексная программа «Ветер надежды». Система психолого – медико - социального сопровождения семей «группы риска».
Специалистами Центра разработаны и реализуются ряд профилактических программ, лежащих в основе приоритетных направлений.
Коррекционно-развивающая работа по программам строятся в зависимости от имеющей место в жизни ребенка проблемы, его возраста и формы работы (индивидуальной или групповой). Наряду с самостоятельно разработанными специалистами Центра программами, педагоги-психологи используют и опубликованные и адаптированные программы, предлагаемые в методической психолого-педагогической литературе. На основе этих программ педагогами-психологами Центра разрабатываются программы коррекционно-развивающей работы с учетом психофизиологического состояния ребенка, зоны актуального и потенциального развития, что позволяет оказывать адресную психологическую и социально-педагогическую помощь.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5-10 лет) используются следующие программы, разработанные специалистами Центра:
• «Давай познакомимся и поиграем» программа коррекции и развитие эмоционального мира дошкольников 5-7 лет;
• «Скоро в школу» программа психологической готовности к обучению;
• «Развитие моторики» программа коррекционно-развивающих занятий
• «Коррекция гиперактивности» программа коррекционно-развивающих занятий
• «Дефекты осанки» программа коррекционно-развивающих занятий;
• «Гимнастика против плоскостопия» программа коррекционно-развивающих занятий
• «Дружный класс» тренинговые занятия для младших школьников

Для работы с подростками (11-17 лет) используются следующие программы:

• «Дружбой мы едины» программа групповых психологических занятий с элементами тренинга для младших школьников.
• «Дельфин» программа групповых занятий с волонтерами;
• «Волшебная страна внутри нас» коррекционно-развивающая программа;
• «Уверенно сдаем ЕГЭ», «Уверенно сдаем ГИА» программа психологических занятий с элементами тренинга для учащихся 9 и 11 классов;
• «Я сам» программа психологических занятий с элементами тренинга для подростков;
• «Солнышко» тренинг сплочения и командообразования;
• «Пионер» программа психологических занятий с элементами тренинга с целью профилактики употребления ПАВ среди старшеклассников;
• Тренинг командообразования и лидерства для «дворовых вожатых»;
• Тренинг сплочения и командообразования для уч-ся 5-7 классов;
• «НЕАLТ- имидж» курс психофизической тренировки;
• «Ступени роста» тренинговая программа профилактики девиантного поведения подростков
• «Служу России!» программа психологического сопровождения курсантов военно-полевых сборов
• «Мои профессиональные намерения» психологические занятия с элементами тренинга для старшеклассников;

Для работы с родителями в Центре действуют программы:

• Родительский клуб «Пеликан» для родителей детей «группы риска»;
• «Я хочу жить! Я буду жить! Я могу жить!» программа психологической реабилитации зависимых от ПАВ

Для специалистов ОО и прочих субъектов системы профилактики:
• «Полет Феникса» программа профилактики эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов ОУ

Все программы, составленные специалистами Центра, утверждены директором Центра.
В практике коррекционно-развивающей и реабилитационной работы используются программы и элементы программ:
• Программно-аппаратные комплексы с оздоровительными, профилактическими программами на основе биологической обратной связи «Комфорт», «Волна», «Нейрокор», «Бослаб», КИТ «Лошадка», КИТ «Автомобиль», КИТ «Контактный коврик»; «Пульс-антистресс».
• Программу профилактики наркозависимости «Сталкер»;
• Программа профилактики детского и подросткового алкоголизма «Детство без алкоголя»;
• Учебно- методический комплект «Все цвета кроме черного»;
• Программа «Полезные навыки. Полезные привычки»;
• Программа по социальной адаптации школьников «Иванов, Петров, Сидоров » ;
• Программа профилактики подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании.
• Программа скринирующей многопрофильной диагностики заболеваний при профилактических осмотрах детей с использованием автоматизированного медицинского комплекса «АКДО».

Содержание психологических программ соответствует целям и задачам коррекционно-развивающей работы, проблеме, имеющей место в жизни ребенка или запросу взрослого (программы родительских групп, программы работы с педагогами). Задачи ставятся адекватно возрастам и проблемным ситуациям, учитываются индивидуальные особенности детей, профессиональные и личные особенности взрослого контингента. Приемы и методы работы выбираются в зависимости от направления коррекции и поставленных целей и задач. Отметим, что содержательная часть программ в основном опирается на имеющиеся в методической литературе разработки. В обязательном порядке в основные блоки программ входит знакомство, установление контакта, установление правил работы, сплочение, основная часть работы (по направлениям), интериоризация опыта, интеграционный блок. Режим работы и продолжительность занятий соответствуют гигиеническим и возрастным нормам и устанавливаются в соответствии с Положением о продолжительности разных видов работ в деятельности педагога-психолога Центра.
Заключительной частью реализации программ является анализ их результативности. По окончании коррекционно-развивающей работы каждый психолог оценивает достигнутый результат и эффективность занятий по своей программе, выделяет факторы, способствующие и препятствующие эффективности, пишет заключение и указывает направления дальнейшей работы.
Коррекционно-развивающие психологические программы Центра опираются на программы, описанные в следующей методической литературе:
 Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения М.- Педагогика, 1986
 Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994.-316с
 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб.пособие.- М: Ось - 89, 1999 – 176
 Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений - М.: Издательство «Гном-Пресс», 1999г.- 64с.
 Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации семьи - М.: Издательство «КноРус», 2000г.- 72с.
 Комплексная программа развития интеллекта для детей 5-7 лет. А. С. Пономаренко, Московская область, Психологический Центр «Адалин»
 Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2001. – 160с.
 Слободяник Н. П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176с.
 Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству. Созончук Е. В. – педагог – психолог.
 Компьютерный игровой тренажер для профилактики стресса. Набор компьютерных лечебно – реабилитационных игр (Вира, Гребной канал, Магические кубики, Ралли)
 Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.
 Бурмистрова Е.В. Чупракова Н.Н. «Игротерапия общения»;
 Вачков И.В., Попова А.Х. «Психологическая азбука»;
 Прутченков «Тренинг личностного роста "Познавая себя"»;
 Ромек В.Г. «Тренинг уверенности в себе в межличностных отношениях»;
 Трубицына Л. «Программа первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости и обучение навыкам безопасного поведения».
 Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком... Как?»; Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми».
 Плотникова Т. М. Индивидуально- ориентированная коррекционно- развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком. © 2003—2009 Издательский дом «Первое сентября»
 Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. 60 конспектов уроков. Практическое пособие.
 Созончук Е. В. Коррекционная работа школьного психолога с детьми склонными к обману и воровству.
 Пережогин Л. О., Крюковский С. В. Отдел социальной психиатрии детей и подростков ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. Профилактика наркомании у детей и подростков.
 Колонтаевская Е.А. Тренинг как форма профилактики нарокомании среди студентов.
 Вагин Ю. Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков)Пермь Издательство ПРИПИТ 2001
 Шагвалиева Е.А.Комплексная программа по формированию негативного отношения у подростков к употреблению ПАВ (психоактивных веществ) "Школа без вредных привычек"
 ЛЕОНОВА Л.Г.,Н.Л. БОЧКАРЁВА ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.
 Еникеева Д.Учебно-методическое пособие Новосибирск 1998.
 Теплицкий В. Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики.

По формам организации коррекционного процесса коррекционно-развивающие программы, используемые в ЦПМСС «Доверие», подразделяются на групповые и индивидуальные.
Анализ коррекционно-развивающей работы в ЦПМСС «Доверие» позволяет отметить удовлетворённость всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) используемыми коррекционно-развивающими программами и методиками. Высокая разрешающая способность программ психологического и социально-педагогического, логопедического, психофизического блоков подтверждена качественно - количественным анализом результатов обследования детей и подростков, включенных в коррекционно-развивающую работу.





Погода

Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00

блок